Есть один интересный факт. Говоря о врачебном деле в Киевской Руси, никак нельзя обойти стороной одну уникальную фигуру. Правитель-врачеватель – в истории трудно найти факты подобного рода. Чтобы персона, облеченная верховной властью в государстве, опускалась до человеческих страданий, искала снадобья от хворей и недугов! Ведь государю недосуг предаваться подобным занятиям. Но, помимо своих обязанностей как обладателя верховной власти в государстве, правители участвовали и в устройстве медицинских учреждений для простого люда.
Так, Устав князя Владимира (996 г.) стал основой для устройства благотворительных и медицинских учреждений вплоть до ХVIII века.
Князь Владимир открывает ряд богаделен в Киеве. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом для всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц.
Киевская Русь – а она просуществовала три столетия, дав жизнь России, Украине и Белоруссии, – была одним из очагов культуры, неким средостением для могучих держав Запада и Востока. В недрах переводческой «Академии» Ярослава Мудрого (конец XI века) мы находим и книги медико-биологической направленности. Наиболее значительные среди них – «Физиолог» (речь идет об XI веке!) и «Шестоднев» Иоанна Болгарского. Листая эти бесценные манускрипты, провизор наших дней был бы немало удивлен перечню лекарственных трав, широко применяемых и в наше время. В лечебниках большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый «авторитет» имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.
Основное место в древнеславянской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у древнеславянских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь. Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.
В качестве обеззараживающих средств на Руси использовалась полынь, багульник и др. В ««Киево-Печерском патерике» (ХVI века) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.
Нашим далеким пращурам были известны металлическая ртуть, получение опия из головок мака, целебное значение «топлиц» (минеральных источников). Лечець (врач) тех дней знал анатомию по Галену и Аристотелю. Тело человека было средоточием четырех «стихий» – огня, воды, земли и воздуха, а здоровье человека зависело от ненарушаемого равновесия свойств этих стихий – горячего, холодного, сухого, влажного. Болезнь же – «недоброе» смешение соков, «смута стихий». В соответствии с чем была разработана практика лечебных прижиганий, кровопусканий, применения слабительных, чихательных и других очистительных средств.
Чтобы «ведати, како подобает человека лечити и какими обычаи», в основу деления человеческого возраста клались «седьмици» (семь семилетних периодов). Наиболее ранимыми считались младенчество и старость. Младенцы страдают недугами избыточного увлажнения: «потници», сыпи (облива, корю, воспа, лапуха), опухоли в горле. Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождени» (в мозге) и вследствие этого «удары с искрывлением ока и полуустом».
Причина болезни носила название «вина недуга». В мире так много «вин», что их «исчести невозможно». Вскрытие «вины» – функция «лечьцов». У постели больного именно они «бдять и первую вину болезни пытають» (из письма Владимира Мономаха к детям, начало XII века).
Недуг может быть порожден одной «виной». Но весьма опасно, если они наступают «вкупе» и бывают «различьни». Угнетение психики, как и леность, – первые ступени к болезни. Но труд – условие, без которого немыслимо гармоническое развитие организма. Поэтому всякое полезное дело вызывает высокую душевную радость, внутренне ликование.
Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Диагноз именовался «обличением недуга». Надежнее всего болезнь определить по «жилобиению» (пульсу), но это удел лишь «лечьцов-хытроков». Существенным подспорьем в диагностике служило «смотрение уриное» (анализ мочи в «стькляницях»). О болезни судили по «малости или множеству урины», ее цвету, запаху, осадку. Важен и осмотр всего «обличия» больного, вплоть до привычки разговаривать, сидеть, есть, потому что даже такая деталь, как «смеяние зубь» (улыбка), «ступание ног» (походка), может возвестить о свойствах болезни (Сборник Святослава, 1076).
Знаменитые врачи Руси.
Большую роль в истории медицины (монастырской) сыграл Киево-Печерский монастырь (ХI век), который для того времени был своего рода первым университетом. Иноки Печерского монастыря пришли с Афонской горы, где при монастыре Св. Афанасием была устроена «больница больных ради», и принесли с собой врачебные знания. Печерский Патерик доносит до нас сведения о нескольких подвижниках Печерского монастыря, прославившихся своим врачебным искусством. Мы встречаем в записях такие имена: «На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления и врачевания больных, как, например, Антоний Преподобный, Агапит Печерский, Домиан, Пимен Постник и др».
Антоний – этот «пречудный врач», как именует его монастырская хроника, – лично ухаживал за больными, которых он лечил, давал им «вкушать» исцелявшее их «зелье». Служением ближнему преподобный Антоний снискал горячую любовь, как у простых людей, так и у князей. После излечения у Антония Великий князь Киевский Изяслав подарил обители гору над пещерами, а «игумен же и братия заложила церковь велику и монастырь… И оттоле нача зваться Печерский монастырь…» – отмечает летопись.
Прозванный современниками «врачом безмездным», Агапит лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев. Когда в Чернигове заболел князь Владимир Мономах, к нему созвали всех известных врачей – иностранцев, живших в Киевской Руси, но болезнь усиливалась. Тогда обратились в Печерский монастырь к преподобному Агапиту. Тот послал князю лечебный отвар. В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился. Желая вознаградить исцелителя, князь направил щедрые дары иноку, но тот раздал их нищим.
Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды кудесников, ведунов, знахарей, колдунов, волхвов. Этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям знахарей проникнуты многие ранние летописи.
Знахари были знатоками «зелий», т.е. лекарственных растений. Знахари успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным» больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «знахарь», «волхв», «врачь», «лечець», «зелейник», «чародей». По древнеславянскому представлению, волшебство – это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость»), а знахарь – есть «премудр», человек с большим опытом и знаниями.
Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, литература того времени присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофо»». Древние славяне были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.
Особым почетом были окружены «резальники» (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.
Первое официальное лечебное заведение (военный госпиталь) был открыт в 1667 г. С этого времени начинается новый – более современный этап развития медицины.